середа, 18 травня 2016 р.

Обзор законодательных инициатив государства в сфере таможни


Новый состав правительства решил не уступать предшественникам  в активности проведения всевозможных реформ. В центре внимания снова таможня и налоги. Попытки наладить конструктивный диалог между властью и бизнесом традиционно пока не находят одобрения со стороны экспертов и предпринимателей.
Основные аргументы государства – требования МВФ, оптимизация государственных органов, делегирование части полномочий местным органом власти. Если ознакомиться с мартовским планом действий КМУ, то складывается впечатление, что разработка и внедрение программного обеспечения, а также привлечение иностранных авторитетных экспертов  в таможенной сфере должны разрешить все проблемы декларантов. 


Следует обратить внимание и на то, что законопроекты № 2176а и № 2177а  нацелены на то, чтобы сделать таможни структурными подразделениями областных управлений ГФС, и хотя данные законопроекты были отправлены обратно еще в прошлом году на согласование в правительство, однако в плане действий КМУ они среди приоритетных направлений.
Тема со значительным снижением акцизов на импортные, подержанные автомобили (Законопроект № 3251 от 07.10.2015) не закрыта, поскольку парламент до сих пор не принял соответствующего закона: законопроект прошел лишь первое чтение. Следует понимать, что снижение акцизов предусматривается временно, а именно до 31 декабря 2017 года.
Тем временем была массово растиражирована новость о том, что с мая текущего года вступает в силу основная часть положений Таможенного кодекса ЕС, который был принят еще в 2013 году (Регламент (ЕС) № 952/2013), что, безусловно, напрямую касается украинских экспортеров. Среди нововведений – обмен таможенными документами в электронном виде, обязанность хранить документацию о таможенном оформлении товаров в течение 10 лет.
Что же сделали наши чиновники?
Чуть более года назад, 22 апреля 2015 года, украинским правительством была принята программа имплементации норм ЕС в контексте подписанного Украины с ЕС Соглашения об Ассоциации. Украина взяла на себя обязательства в течение трех лет привести свое законодательство в соответствие с соответствующими положениями нормативно-правовых актов ЕС.
Министерство финансов Украины стало органом ответственным за гармонизацию таможенных процедур Украины с европейскими. Исходя из информации, размещенной на официальном сайте Минфина, то конкретного и честного плана действий по сближению Таможенного кодекса Украины и Таможенного кодекса ЕС нет. Это означает, что обновленные правила таможенного оформления будут действовать для украинских предприятий на границе с Евросоюзом, в то время как Украина не только не позаботилась о законодательном урегулировании, но элементарно не обеспечила даже информационной поддержки отечественным экспортерам в данном вопросе.
На протяжении 2015 года длилась таможенная эпопея с отменой сборов, акцизов и НДС на электромобили. Вносимые законопроекты в парламент предусматривали полную отмену НДС, ввозной пошлины и акцизов. По словам Минэкономразвития, количество электромобилей, которые регистрируются в Германии – 13 тыс., в то время как в первой половине 2015 года количество зарегистрированных аналогичных транспортных средств в нашей стране составило лишь 231.
В итоге, в конце  ноября прошлого года был принят и подписан Закон Украины № 822 «О внесении изменений в ЗУ «О таможенном тарифе Украины» относительно ввозной пошлины на электромобили». Данный нормативный акт начал действовать с 1 января 2016 года и им предусматривается  отмена ввозной пошлины, а именно, 8%. По сути это существенно на рынок электромобилей коренным образом не повлияет, а Украина одномоментно не станет раем электромобилистов. В то время, как попытки отменить НДС и акцизы раз за разом натыкаются на подводные камни и непонимание депутатов в стенах парламента. На протяжении прошлого года соответствующие законопроекты дорабатывались, вносились на рассмотрения Верховной Рады, были и попытки сигнального голосования, однако все тщетно. В результате законопроект № 1912 был принят  в мае 2015 года и лишь в первом чтении. В феврале этого года  этот документ не был включен в повестку дня вовсе.  Стоит отменить, что этим законопроектом предусматривает отмена НДС  как для отечественных производителей, так и для иностранных, кроме того акцизный сбор также должен быть упразднен. Однако интересен тот факт, что подобные мероприятия временны, то есть период льгот продлиться лишь до 2020 года.
Лакомым кусочком для пополнения государственного бюджета является рынок лекарственных препаратов. В прошлом году временно до 2019 года были освобождены от обложения НДС, в частности, операции по ввозу на таможенную территорию зарегистрированных лекарственных средств и изделий; операции с первой поставки производителем на территории Украины зарегистрированных лекарств и медицинского оборудования. Однако Минфин уже в рамках налоговой реформы намерен внести соответствующие законопроекты в парламент и отменить льготы по НДС. Цель – пополнить бюджет в 10 млрд. гривен, уравнять всех участников фармрынка и установить единую для всех ставку - НДС в 20%.
В целом действия государства в реформировании хоть какого-нибудь сферы такие же нелогичные и непоследовательны как весеннее настроение у барышни. В свою очередь бизнес продолжает выстраивать свои бизнес процессы исходя из парадигмы – «Власть на выдумки хитра».


юрист / lawyer
067 86 244 17





#трудові_спори, #податковий_адвокат, #оскарження_звільнення, #господарські_спори, #стягнення_заборгованості, #стягнення_інфляційних, #житловиселення, #АБвласоваВектор, #сімейніспори, #АдвокатськебюроВектор, #familylaw, #аліменти, #податковий_адвокат, #АБвласоваВектор, #фіктивне_підприємство, #фіктивність,  #порушення_постачальником_податкового_законодавства,



Немає коментарів: